Безопасность на льду
Истинные ценители знают, что зимняя рыбалка - это песня. Мы наконец-то оставим мягкие диваны, забросим пульт от телевизора и отправимся покорять ледяные просторы. Мы будем бурить лунки, не замечая в азарте 30-ти градусного мороза, и получать от клева неземной кайф. Потому что зимняя рыбалка - это романтика. Это белое, слепящее глаза, солнце, отражающееся в ледяной крошке. Это колючий ветер, бьющий в лицо. Это когда не замечаешь посиневшие от холода пальцы на руках. Но и снега под мартовским солнцем, звенящая тишина, вкусный воздух. И это круче, чем пиво и новая компьютерная игрушка. Потому, что зимняя рыбалка - удовольствие для настоящих мужчин, которые не боятся отморозить себе все на свете, просидев на алюминиевой табуретке полдня в ожидании улова. Но каждый рыбак в душе боится только одного, провалиться под лед! Рассмотрим средства индивидуальной защиты.
Пункт 2 и 4 - оптимальное соотношение, выбраться "сухим" из воды. Какой лед бывает опасен Признаки и места расположения ненадежного льда:
Темные места на льду всегда должны вызывать подозрения и их нужно обходить, проверяя пешней. Тонкий лед или незамерзающие майны образуются в основном по 2-м причинам: или в этом месте сильное течение или летние водоросли, опустившиеся на дно, при гниении выделяют тепло. Майну видно издалека как темное пятно, совсем открытое или затянутое тонкой пленкой льда, разумеется, на большом расстоянии вокруг нее лед тонкий. На натоптанной тропе может провалиться даже человек, особенно если тропа идет между островками камыша. Там, где гниют водоросли, температура воды намного выше, и лед в таких местах от температуры и поднимающихся газов становится рыхлым по всей его толщине. Вблизи камышей и при отсутствии течения вполне могут быть гниющие водоросли в больших количествах, и об этом нужно всегда помнить. Можно запоминать такие места летом. Нужно знать также, что выходить на тонкий лед можно только тогда, когда он достигнет толщины 5 см. Если из лунки выдавливается вода, лучше долго на ней не задерживаться, а искать новое место для рыбалки. Советы для последнего льдаТолько про весну. Когда лёд уже всплыл. Если утром лёд шипит или прогибается, идти нельзя. Хотя шипит обычно к вечеру, тогда уже только шипеть в ответ. Если идёшь мимо лунок, а из них в такт шагам выпрыгивает вода, надо включить мозг на полную, а не кричать приятелю "Иди сюда, позырь, как прикольно". Если сверлишь, а бур идёт быстрее, чем ждёшь, и в конце проваливается, лучше идти на берег. Причём пробно засверлиться можно и у берега, до того, как уже далеко ушел и остановился над рыбой. Если сверлишь, а вода или сырость появляются раньше, чем досверлил до конца, значит, это уже не лёд, а ватка с пропиткой. Посмотрев в лунку, можно оценить и толщину и структуру льда. Или уже не льда. Если мормышка часто цепляется снизу, обрати внимание. Возможно, леска врезается в края лунки, и протаскивается между "иглами". Это уже не лёд, а вертикально спрессованные макароны. И надо держать ухо востро. Всегда лучше идти по светлым и обходить тёмные места. Если что не так, обратно теми же следами и искать другой путь. Лучше быть не одному, но и не совсем уж рядом вместе. Спасалки и веңвка. Бур в рабочем, а не походном состоянии. Ножи только прикрой и без них весело. Санки или корыто, для увеличения площади опоры или распределения веса, как понятнее. По этой же причине лучше не вытаскивать провалившуюся ногу, вставая на оставшуюся на льду. Как перемещаться по льдуОчень важно приучить себя не рассла*****ся на льду, все время помнить, что вы находитесь не на тверди земной, и что лед может подвести вас в самый неожиданный момент, особенно в начале или в конце зимнего сезона.
Правила перехода по льду:
Неопытный человек никогда не должен в незнакомых местах выходить на лед первым. Первым идет опытный рыбак и через каждые 2 шага проверяет крепость льда ударами по нему пешней. Если не пробивается лед с одного удара - идти можно. Все остальные идут за ним, рассредоточившись по его следу, по зарубкам пешни, причем 1-й идущий за опытным рыбаком должен идти в 5 метрах позади него, и в таком же порядке - остальные. Если лед вдруг пробился, останавливаются все. Ищущий проход отступает, а затем идет вправо, влево, пока не найдет проход, все остальные тоже отступают и ждут, а затем в том же порядке продолжают движение. Придя на место рыбалки и уже расположившись для ловли рыбы, каждый может, пробуя лед, но только пешней отходить в любую сторону для сверления и пробивания лунок. Ходить до места рыбалки и обратно всегда нужно по набитым рыбаками тропам, коих в разных направлениях достаточно. Если есть желание отклониться вправо или влево, то обязательно нужно проверять лед пешнею. Ходить на рыбалку лучше компанией в 2-3 человека или более. На группу должна быть хотя бы 1 пешня, остальные могут иметь ледобуры. Можно ходить на рыбалку и одному, но только в знакомые места и без пешни, только с ледобуром, недалеко от берега, где всегда есть рыбаки. Уходить с рыбалки нужно по светлому времени опять же вместе со всеми, чтобы до наступления темноты успеть дойти до берега. Если рыбак вдруг по какой-то причине остался один и без пешни, а идти до берега далеко, то нужно искать натоптанную тропу или зарубки от пешни недавно прошедшего рыбака и идти по ним, а если на льду снег, то по следам в снегу. Направление и ориентиры на своем берегу всегда известны. Идя по зарубкам во льду или следу в снегу рыбак выйдет на какую-то тропу, ведущую в нужном направлении, т.к. тропы со всех направлений всегда сходятся в основную тропу. Кстати, зарубки от пешни на льду и следы на снегу держатся недолго, дня 2, а затем засыпаются снегом или обтаивают. И если рыбак видит их и идет по ним, он точно знает, что следы свежие, недавние. Передвигаться по тонкому льду можно только скользящим шагом, не отрывая ног ото льда. Подходить друг к другу на таком льду нельзя, может не выдержать 2-х человек, и оба окажутся в воде. Такой лед образуется в начале зимы во время его становления, а также весной у берегов. Подтаивая снизу, он становится тонким или вообще растаивает и у берегов образуются водные закраины. По такому льду нужно идти осторожно, держа рюкзак на лямке на одном плече, в случае, если провалишься, рюкзак по инерции слетит. Идти нужно на расстоянии друг от друга. Не входите на тонкий неокрепший лед, не приближайтесь к трещинам, прорубям на льду, не собирайтесь группами на отдельных участках льда, не выходите на лед в темное время суток, при плохой видимости, не выезжайте на лед на транспорте. Не выходить на лед в одиночку. Лучше вообще на рыбалку ездить вдвоем или в большей компании. Но коли вы приехали один, особенно на первый лед, лучше объединиться с другими рыболовами и исследовать лед вместе. Идти по тонкому льду нужно на некотором отдалении друг от друга, а не гуськом. Лед под вашими ногами может потрескивать и покрываться радиальными трещинами. Они еще не так опасны, как трещины концентрические, возникающие со скрипящим звуком. Вот с такого места надо быстро удалиться, не отрывая ног ото льда, скользящим шагом. На первый лед не стоит выходить без пешни - она играет роль щупа, которым вы можете проверять лед перед собой сбоку от вашей тропы. Если лед пробивается с первого удара, дальше двигаться нельзя. Лучше передвигаться по натоптанным тропинкам. Но коли вам понадобится пройти по целине - двигайтесь с разобранным коловоротом - брошенный поперек майны, он может спасти вашу жизнь. Лучше выходить на лед по чужим следам или там, где ясно виден безопасный сход. По последнему льду нужно быть вдвое осторожней, не скапливаться на одном "пятачке", обходить участки с темным, ноздреватым льдом. Первый лед в разы надежней последнего, он всегда трещит сначала, пугает, предупреждает, последний лед непредсказуем, можно стоять, ловить, потом поднять одну ногу и....оказаться в воде. Пластиковые большие ледянки на 15 метровой веревке, весь скарб на них пристегнут резинками. Спасалки в кармане в пределе быстрой досягаемости. Ну и одежда тоже важна. Очень опасно ходить в валенках с натянутой химзащитой, если провалишься сразу намокает и тянет вниз будто гирю прицепили. Очень желательно обувь типа "РОКС", или что дороже если финансы позволяют. Причем застежки - затяжки затягивать нормально ( в итоге вода сразу не пройдет, и минут 5 имеешь поплавки на ногах) Одежда обязательна легкая и влагонепроницаемая, как правило в магазинах есть, но стоит от 5 тыс рублей. Как вариант спасжилет, не дорого и сердито. По самому первому и крайне последнему, как вариант ходить с шестом 3-4 метровым ,выбраться тогда проще простого. Еще есть рецепт. Лыжи по типу охотничьих, тонкие широкие легкие. Ну и не пить алкоголь на льду, однозначно. Провалился. Что делать? ГЛАВНОЕ не терять самообладание! Каждая секунда прибывания в воде работает против Вас: намокает одежда, покидают силы, развивается температурный шок!
ВАЖНО: Старайтесь не погружаться под воду с головой! Если возможно, переберитесь к тому краю полыньи, где течение не увлекает Вас под лед. Провалившись, вы скорее всего окажетесь спиной к тому направлению, куда вам желательно выбираться. Если вы достаете ногами до противоположного края провала, примите горизонтальное положение, упираясь в него ногами. Вытащите на лед сначала одну ногу, затем вторую. Перекатитесь на живот и отползайте подальше от места провала. Если майна большая, пробуем выплыть спиной. Характерно здесь то, что когда ложишься на спину, то голова, а соответственно и направление движения оказывается в сторону только что пройденного пути, т.е. точно на лед, по которому только что шел. Этот способ - очень эффективный и не требующий посторонней помощи и приспособлений. А просто так, не пользуясь ничем, на лед вылезти практически невозможно, так как зацепиться на нем не за что. Так что самый эффективный способ - выплывать на лед на спине. Этот способ спасения на спине может применить абсолютно каждый, учитывая, что верхняя кромка льда возвышается над уровнем воды всего на 1-1,5 см, а то и вровень. Если вам удалось таким способом выбросить спину на лед, переворачивайтесь на живот и отползайте от полыньи. Если вы развернулись лицом к тому направлению, куда вам следует выбираться, ваша задача - выползти грудью на лед на столько, что бы вы могли вытащить ноги на край льда. Если есть - используйте спасалки (А они у вас ОБЯЗАНЫ быть!). Постарайтесь воткнуть их в лед как можно дальше от края провала и постепенно подтягиваясь на руках, переносите спасалки дальше и вытягивайте себя грудью на лед. Как только вы почувствуете, что можете освободить из воды ноги, вытащите ноги из воды и перекатывайтесь в сторону от полыньи и отползайте от нее по собственным следам. Без спасалок задача становится намного сложнее, но можно, упираясь руками в лед, насколько это возможно, раскачать свое тело, как поплавок, и выброситься на лед грудью вперед, тут же перевернуться на спину и откатиться от полыньи. Если к Вам уже идут на помощь, а у вас есть в кармане веревка с грузом - размотай и откинь от себя хотя бы метров на 10. Не упустите второй конец! Идеально это ледянки на 15метровой веревке, шансы, что придут на помощь посторонние люди увеличиваются в разы. Как спасти тонущего человека
Оставление в опасности - это не только свинство, но и уголовно наказуемое деяние. Выбрался Из полыньи! Что делать дальше?
Едем по льду на машинеПризывать не ездить, бесполезно. И если вы все же решились на столь рискованный поступок, то существуют некоторые правила перемещения по льду на автомобиле. Правил несколько:
Для выездов на лед можно определить основные критерия рыбаков и их транспортных средств: 1. Авто-спец средства для бездорожья (УАЗики, НИВЫ, ЕраЗы, Полноприводные ДЖИПЫ) 2. Автомобили (все машины) 3. Индивидуальные средства передвижения (тарантасы, снегоходы) Первые - самые тяжелые по весу и соответственно самые опасные в зимний период это первая категория транспортных средств. Выезд на лед на таких машинах сопряжен с серьезной опасностью, даже если в целом на водоеме стоит устойчивый ледовый ковер, то при сбросе или при подъеме воды, т.е. в связи с изменением ледовой ситуации возможны появления трещин и полыней, как правило, они и становятся виновниками трагедий на льду. Также существует устойчивая система на водоемах толщины льда: Есть зоны тонкого льда и наоборот, необходимо иметь четкое представление о таких границах безопасности (пример о.Кудрявый, Малиновые острова, это террирории повышенной опасности для выезжающих на лед) Для таких средств передвижения необходимо иметь обязательно пару широких досок, прочный трос , большой длины (желательно стальной), навигатор с лоцией, компас, и опытного штурмана с хорошим зрением, при передвижении, двери должны быть приоткрыты и задний выход доступен в случае экстренной ситуации. Передвижение таких средств обязательно должно происходить группами по 4-5 автомашин! Это очень важно, по своему опыту скажу, проваливались передним мостом мы в трещину не раз, но благодаря следующим за нами автомобилям удавалось выбраться из нее с наименьшими потерями, быстро зацепив тросом и вытянув медленно проседающую машину! Движение группой необходимо еще и потому, что быстро переметающую дорогу порой бывает плохо видно и часто приходится пробиваться, соответственно увеличивается расход топлива и усталость водителя и штурмана, поэтому необходима смена ведущего группы! Важно в такой группе иметь дружеские отношения между членами команды, знать номера телефонов, рыболовные пристрастия. При выходе в район лова, необходимо быть в визуальном контакте с членами своей команды, в случае необходимости придти на помощь, или в кратчайшие сроки всех собрать: для поиска рыбы или с целью эвакуации, в связи с изменением погодных условий! Все члены команды должны понимать серьезность положения и действовать слаженно в сложных ситуациях, подчиняясь дисциплине и под руководством опытного рыбака (штурмана, как угодно). Если, не дай Бог, машина попала в промоину или трещину, немедленно открывайте на полную ширину двери и покидайте машину, держа под контролем ситуацию и всегда стараясь помочь другим! Машина погружается (если попала в трещину и лед расходится) около 2 мин. При правильной и спокойной эвакуации можно избежать жертв! Если в полынью, то быстрее - около 30 сек. В этой ситуации отплывайте максимально дальше от машины! Вода ошибок не прощает, даже твердая... Источник: http://vyzhivanie.ucoz.ru/publ/vyzhivanie/instrukcija/bezopasnost_na_ldu/20-1-0-192 | |
Просмотров: 2766 | |
1) Понравился материал? Добавь себе и поделись с друзьями! | |||||
| |||||
2) Нашел в тексте ошибку? Пропали изображения? Напиши об этом в комментариях! | |||||
Всего комментариев: 0 | |||||
3) Прочитал одну статью - вот еще одна: | |||||
| |||||